Кавказский хребет 2003  

Кавказский хребет 2003.

Подготовка к путешествию закончилась. Маршрут согласован, разрешение на проезд по заповедным и другим режимным районам получены, жильё забронировано, все участники оповещены о месте и времени старта. Вся трёхмесячная работа уместилась в одно предложение. Писать о процессах согласований цензурными словами тяжело, практически невозможно, а посему не буду. Тем более, что этим занимался председатель Сочинского клуба «Медведь» Артур.
На старт все приехали практически без опозданий. По старой традиции любителей автомобильных путешествий, а особенно внедорожников 30-40 минут это вообще не опоздание, и говорить об этом в приличном внедорожном обществе не принято и считается дурным тоном.
Некоторые, добиравшиеся к месту встречи на нанятом транспорте, утверждали, что съездов на дорогу М4 с МКАДа штук пять или даже шесть. Проверять никто не стал. Раннее утро, со всяким может случиться.
Знаменитый путешественник Керг, видимо чтобы не заморачиваться с расчётом времени прибытия на старт и рекогносцировкой местности для определения места сбора, убыл на маршрут в 2 ночи, что в последующем путешественникам очень помогло.
Поскольку автомобили участников и опыт водителей сильно не совпадал, договорились ехать не общей колонной, а группами по несколько машин, объединившись по ходу движения. Такой вариант в дальнейшем полностью себя оправдал.
Время «Ч» наступило, путешественники тронулись в путь. Километров 200 ехали без всяких приключений. Потом прицеп Свистка раздвинул колёса. Гружёный всяким нужным настоящему путешественнику скарбом, он не выдержал. Что-то там погнулось, и колёса заняли такое положение, что отвалиться им помешал только кузов прицепа. После короткого мозгового штурма было принято решение прицеп частично разгрузить, колёса перевернуть. После нехитрых операций часть поклажи Свистка перекочевала в другие автомобили, а прицеп приобрёл вид корыта после глубокого тюнинга для скоростного прохождения крутых поворотов на не профилированном дорожном покрытии.
Потом опять поехали. Ехали долго и счастливо, но не все. Случилась, в общем-то, банальная вещь – прокол колеса. Наличие в машине супернабора для ремонта бескамерной резины сыграло роковую роль. Мысль –«щас я его быстро» мешала здравому смыслу доехать пару километров до шиномонтажа на запаске. Борьба с проколом продолжалась два часа с использованием означенного супернабора, ненормативной лексики и объяснений предлагавшим помощь попутчикам, что мол я сейчас, быстренько и всех догоню. Здравый смысл победил. Через два часа. Итого потерянного времени – три часа. Слабоват здравый смысл, нужно над ним поработать.
Тем временем Керг уже нашёл чудесное место для первого привала на берегу красивейшей реки – Северский Донец, и обзванивал двигавшийся в его сторону народ, чтобы сообщить координаты. Поскольку ЖПСы были не у всех, а связь непосредственно на месте лагеря не связывалась, Керг вынужден был несколько часов встречать подъезжающие экипажи на перекрёстке. За последними – Антоном и Гришей, он съездил из лагеря (7 километров) когда стемнело.
Поскольку путешественники устали, проехали таки 900 км., быстренько поужинали и легли спать. Но не все. Свидетели рассказывали, что один из экипажей всё – таки устал не очень и колбасился пол ночи по окружающим лесам.
Наутро, после нехитрого туалета и несложного завтрака, продолжили путь в сторону Майкопа – собственно стартового лагеря экспедиции «Кавказский хребет 2003». Несколько экипажей, которых не радовала перспектива полевой жизни и езды по непонятным горным дорогам и нестерпимо манило к себе море-море-море……, отправились непосредственно на побережье, где им была забронирована гостиница.
Надо сказать, что первая половина путешествия сопровождалась благоприятствующей погодой – было довольно прохладно, и периодически шёл дождик, что для езды в крытом автомобиле без кондиционера сплошное удовольствие – не жарко и не пыльно.
Вторая половина дороги от Москвы до Майкопа не изобиловала приключениями и для большинства путешественников закончилась ещё засветло в лагере, где их радушно встречали хозяева праздника «Медведевцы» во главе с председателем Артуром. Расстановка палаток плавно перетекла в разведение костров и приготовление ужина, который естественным образом затянулся обсуждением дороги, впечатлений, воспоминаниями участников прошлогодней поездки и других поездках, о которых мог рассказать и послушать каждый.
Плавное течение событий было нарушено появлением команды под предводительством главы клуба «Зубр 4Х4» непосредственно Зубра. Они осуществляли пробег в непосредственной близости и решили посетить наше скромное мероприятие, за что им спасибо.
Утро следующего дня неминуемо наступило и после группового фотографирования наша, сначала поредевшая (убывшие в Сочи экипажи), потом пополнившаяся медведевцами колонна направилась к синевшим вдали горам.
Первая цель экспедиции – плато Лагонаки. Дорога, петляя вдоль реки Белая, вела экипажи всё выше и выше. Некоторые машинки не сдюжили подъёма и стали греться. Проблема не смертельная, но для решения требовала времени. Потом кончился асфальт. Потом проехали базу МЧС и упёрлись в шлагбаум, после которого дорога проезжабельна только для 4Х4. Дорожные машины были оставлены, их экипажи разместились во внедорожниках участников путешествия. Мужчина на шлагбауме сообщил, что снимать видеокамерой запрещено и в случае нарушения запрета наступит кара в виде (дальше не разборчиво). Наверно там что – стратегическое. Поехали, посмотрели, и ничего стратегического не увидели – наверное очень стратегическое и сильно спрятано. Зато увидели неописуемой красоты горы, цветы, снег, леса, скалы, небо, облака не вверху, а рядом и тишина. Правильно не разрешали снимать, потому что на плёнке это эрзац и пародия, а кто не был там, может подумать, что так оно и есть.
Возвращались той же дорогой через Азишский перевал и после посещения Азишской пещеры, та ещё норка, направились на турбазу, где, поужинав и приняв баню (а некоторые наоборот) заночевали. Утро встретило, как положено, прохладой, а Свистка ещё и сюрпризом. Доброжелательные попутчики наклеили на его автомобиль объявление о продаже, а прицеп нагрузили окружающим инвентарём – вёдра, урны, поленья и прочие полезные вещи. Не порадовало. А зря, народ старался.
После непродолжительных сборов колонна во главе с УАЗом Артура, с двумя развевающимися флагами клубов «Вездеход» и «Медведь», направилась к станице Черниговская. Высокая цель оставшихся в рядах колонны - покорение горных вершин и перевалов, недостижимых для нормальных автопутешественников. Это потому, что у нормальных автопутешественников есть здравый смысл и смысл вообще. Несколько участников экспедиции умудрились за ночь, перед броском в горы, съездить на побережье, оставить там свои дорожные автомобили и жаждущих цивильного отдыха родственников, вернуться назад и влиться в ряды тех, ну кто без здравого смысла.
Покорение началось с посещения самого высокого в Краснодарском крае водопада на ручье Водопадистом. Дорогу к нему, если это можно назвать дорогой, только что проделал бульдозер, который благополучно застрял в конце. Тропу бульдозера преодолели практически все, за исключением УАЗа 3160 (что там себе думают производители) и Хонды ЦРВ (ну это понятно). Поразило мастерство нивоводов, которые сохранили свои машины в целостности и даже ничего им не оторвали, хотя было обо что.
Сам водопад большинство путешественников наблюдало издалека. Руководитель пробега – Артур с Кергом и Микрокергом пошли искать тропу к водопаду и сгинули в буреломе. Как они потом рассказали, часть пути (спуск) они проделали, съехав по крутому склону на жопе и вернуться за остальными никак не могли, потому что вверх не ехалось, а уж тем более не шлось.
После счастливого возвращения проводника и сопровождающих его лиц, которые нашли таки человеческую тропу на обратном пути(она оказалась рядом с их «тропой»), колонна направилась на место своей четвёртой ночёвки. Западный склон Фишт – Оштенского хребта, у подножья которого раскинулись субальпийские луга. Место потрясающее. Кто-то съезжал со снежной горки, кто-то играл в снежки, фотографировались и наслаждались жизнью, которая, по видимому, удалась.
Утром была запланирована пешая экскурсия к озеру Псенодах. Нужно было пройти пару километров и подняться на высоту 1938 метров над уровнем моря. Наиболее подготовленные к ранним подъёмам и физическим нагрузкам этот поход совершили и даже искупались в озере, температура воды которого не превышала 8 градусов.
После утреннего моциона колонна направилась к Грачёвскому перевалу, на котором планировалась ночёвка. На следующий день путешественники должны были спуститься к побережью в районе Лазаревского. Тут жизнь внесла свои коррективы. При проезде через пос. Отдалённый к колонне присоединились практически все его жители на двух Уралах. Ну, типа поболеть за спортсменов. А поскольку у болельщиков с собой было, всем стало понятно, что ночёвки, в прямом понимании этого слова, на перевале не получится. Было принято решение спускаться с перевала в тот же день. Практически ночью.
До этого несколько экипажей решили не штурмовать Грачёвский перевал, а встретить экстремалов в Марьино, на следующий день, и уехали с Альпики утром через Хадыженск и Туапсе в сторону побережья, по дороге посетив живописное Гуамское ущелье. Переночевав в Лазаревском, они приехали в Марьино и с удивлением обнаружили выспавшихся участников штурма перевала в обжитом лагере среди передвижных пасек. Перекусив в местном кафе «У горца» жареной форелью и чебуреками с местным сыром, приступили к расспросам. У многих ночной спуск оставил неизгладимое впечатление, а одна из нив «медведевцев» так и осталась на спуске и требовала эвакуации и ремонта. Опыт при езде по таким дорогам просто необходим.
В этот день был запланирован спецучасток для подготовленных спортивных машин. К старту поехали спортсмены, к финишу зрители. После финиша всех участников путешественники направились на берег моря в Головинке , где была запланирована ночёвка. Но не все. Несколько машин осталась для оказания помощи одному из участников спортивного зачёта, который немножко скатился с горы, и достать УАЗик без помощи трёх лебёдок не было никакой возможности.
При устройстве на ночлег несколько напрягало присутствие в непосредственной близости железной дороги, которая в тех местах идёт вдоль моря. Напрасно. После достойного ужина сон был глубокий и спокойный.
Утром, собравшись, поехали кто смотреть, а кто участвовать на второй спецучасток в районе 33-х водопадов. Финиш располагался в долине реки Шахе, а финишные ворота непосредственно в русле. Этот факт доставил огромное удовольствие, как спортсменам, так и зрителям, получившим возможность купаться в чистейшей горной речке, температура воды в которой была выше, чем в море. Глубина финиша была около метра, что было неожиданность для спортсменов, и некоторые из них очень удивились тому факту, что Нива плавает, а по течению довольно быстро. Правда, плавал и УАЗик, но как-то неуверенно. Наверное, он быстро тонул.
Вдоль реки непрерывно ездили ГАЗ66, кузова которых были набиты народом. Как выяснилось, это такое местное развлечение для туристов. Их задорого катают до водопадов и обратно. Как объяснили знающие люди, ежегодно для одного – двух туристов такое развлечение кончается фатально.
В конце дня большинство участников путешествия поехали в Адлер, где им предстояло прожить несколько дней, пока не закончиться спортивная программа путешествия. В эту программу входил ещё один спецучасток и « полоса препятствий». Образовавшимся свободным временем каждый распоряжался как хотел. Кто – то ездил смотреть спортсменов, было время и на посещение местных достопримечательностей и просто поваляться на пляже. В последний день, 8-го июля было награждение победителей спортсменов с празднованием этого события.
9-го июля для желающих медведевцами было организована незабываемая поездка в Абхазию на оз.Рица. Колонна из 10-ти автомобилей организованно прошла таможню, а на Абхазской стороне её уже встречал автомобиль сопровождения местного ГАИ. День оказался насыщенным событиями. Посмотрели и Гегский водопад, и Голубое озеро, съездили на минеральные источники курорта Авадхара, который, к сожалению, находится в полной разрухе. Обедали на берегу оз. Рица, а ночевали на территории бывшей дачи Сталина. Некоторые непосредственно в спальне. Впечатлениями из спаленки почему – то не поделились. Утром 10 – го все благополучно вернулись на территорию РФ, а я, не задерживаясь в Адлере, поехал в Москву, куда и добрался 11- го вечером с ночёвкой в районе Ростова – на – Дону. С собой привёз массу впечатлений, фотографии, видео, пыль дорог снаружи, а особенно внутри автомобиля и огромное желание ещё съездить на Кавказ.



Hosted by uCoz